В аптечной сети на тот момент насчитывалось 1120 касс. Программа лояльности в аптеках представляла собой исключительно скидочную систему: покупатели заполняли бумажные анкеты, а затем продавцы-консультанты вносили данные в таблицу и выдавали дисконтные карты.
Ситуация на старте проекта
Проблема 1. Конечно же, продавцы ошибались при внесении данных, часть данных терялась.
Соответственно, рассылку по базам можно было сделать только общую — по всем клиентам или по городу. Например, покупаешь витамины, а следом получаешь предложение приобрести подгузники со скидкой. Или контрацептивы. Клиентам не могли сделать таргетированное предложение товара, который ему действительно мог пригодиться. Понятно, что конверсия не впечатляла — 0,7–1,0%.
Спойлер: как одной рассылкой о средствах для потенции окупать стоимость всей работы
Благодаря анализу мы увидели интересные поведенческие паттерны, создали на их основе комплексные предложения для клиентов и увеличили конверсию в покупку в разы.
Средства для потенции. Например, ко мне приходят два производителя колбасы: «Новиков» и «Романишин». Чтобы понять, какую колбасу закупать, я провожу сплит-тест: в одном магазине продаю колбасу Новикова, в другом — Романишина, а затем смотрю на результат. Если магазин только один, можно несколько месяцев продавать только Новикова, а затем еще несколько месяцев товар Романишина, после чего сделать выводы.
Аптечка путешественника. Благодаря кластеризации удалось выяснить, что если человек покупает в определенное время солнцезащитный крем и средства от расстройства желудка, то скорее всего он собирается в отпуск. Пришла идея предлагать таким клиентам предсобранную аптечку, в которой будут все необходимые лекарства и косметика для поездки.
Результат: отправили 11 000 сообщений. Стоимость рассылки составила 16 000 рублей, а конверсия в покупку — порядка 26%. В итоге компания окупила рассылку в несколько раз и сгенерировала поток покупателей.
Средства от аллергии. Благодаря аналитике удалось выделить группу клиентов, которые сезонно покупают средства от аллергии. Сформировали для них аптечку с необходимыми лекарствами, носовыми платками, спреями. При этом клиент мог выбрать из всего перечня то, что ему нужно. Весной, в сезон аллергии, сделали рассылку с предсобранной аптечкой в мессенджер и предложили сделать предзаказ на сайте.
Над задачей работала команда из 8 человек: руководитель проекта, 3 бэкэнд-разработчика, аналитик, консультант CRM, Data Science специалист и Data Warehouse специалист. У нас уже были наработки по самому сервису — процессинг и алгоритмы машинного обучения. Но надо было все это интегрировать и кастомизировать под клиента.
Рассказываем об этапах работы
1. Провели аудит базы клиентов-владельцев дисконтных карт. Добавили на карту бонусы. Стартовый баланс на бонусном счете соответствовал определенному проценту скидки.
8. Разобрались в законодательной базе. Например, на препараты первой необходимости устанавливают максимальные розничные цены, то есть скидки и бонусы к ним не применяют. Мы изучили и учли все эти аспекты. Для сбора, хранения и обработки персональных данных необходимо было выбрать надежного провайдера. А нам пришлось получить разрешение в Роскомнадзоре, чтобы быть оператором этих данных.
Проблема 2. Единой базы данных по системе лояльности не было: часть была в анкетах, часть в разрозненных таблицах. Соответственно, и провести по ним анализ покупателей было невозможно.
Проблема 3. Уровень скидки по картам зависел от покупок в прошлом месяце. При этом, в разрозненных базах данных фиксировалась только сумма покупки, а не конкретные товары.
Результат: аптека получала стабильно высокую конверсию для этого продукта — 17–22%, а клиенты довольны, что им вовремя напомнили о важном.
2. Проверили техническую возможность интеграции новой бонусной системы. Для этого провели нагрузочное тестирование: с помощью специальной программы-скрипта технически сымитировали, что к нашему сервису обращается более 2000 касс. Таким образом смогли понять, что он выдержит подобную нагрузку в реальности.
3. Провели пилотный запуск системы. В двух аптеках установили систему и провели обучение с продавцами.
4. Что делать покупателю со старой дисконтной картой?! Пришлось разработать в кассовой системе программу сдачи старой карты и замену ее новой с вводом контактных данных.
Дополнительно внедрили единую платформу для авторизации пользователя. Так клиенты могут увидеть все свои онлайн и оффлайн покупки и баланс бонусов на сайте по номеру телефона. Бонусы начисляются практически мгновенно, их можно потратить в любой аптеке сети.
5. Написали инструкцию для заведующих аптек. В ней подробно описали, как работает система, как переводить на нее клиентов и что делать не нужно.
6. Подключили к своей CDP (Customer Data Platform), которая собирает данные о покупках. Она фиксирует все действия пользователя. Эту информацию получали сразу с кассы одновременно с процессингом — то есть, начислением или списанием бонусов.
7. Выбрали провайдера, у которого были соблюдены все технические требования для хранения персональных данных. А сами получили статус оператора персональных данных.