Как собственнику избежать дефицита и неликвида. Разбираем автозаказ товара.
Все предприниматели знают, что нужно щедро закупать товар, иначе нечего будет продавать. На практике товар залёживается на складе, под прилавком или вообще у предпринимателя дома. Чтобы избавиться от неликвида, приходится давать скидки и устраивать распродажи, ну а потом снова закупать, да побольше. Сейчас расскажу, как выйти из этого круга.
Чем опасен дефицит и неликвид
Михаил Климов
Директор Headline
Привет! Я Михаил Климов из
Headline, разрабатываю сервисы для автоматизации торговли малого бизнеса. Расскажу владельцам торговых точек, в чем проблема с дефицитом и неликвидом, откуда он берется и как его избежать — на примере розничного магазина с 90 точками.
Кратко: чтобы не было дефицита и неликвида в ритейле, нужно настроить взаимодействие сразу по двум направлениям: «бизнес—поставщики» и «бизнес—клиенты». Сюда входит прозрачное управление запасами, анализ и прогноз остатков.
Дефицитный товар — который хотят покупать больше, чем вы можете продать.
Когда у вас мало дефицитного товара, бизнес недополучает прибыль.
Неликвидный товар — который не получается продать.
Например, ваш магазин закупил 10 кг сушеной воблы, но забыл купить горбушу, которая сейчас в тренде. В итоге вобла лежит на складе вместе с другим неликвидом, а покупатели удивляются, почему на витрине нет любимой горбуши.
Когда много неликвида — деньги замораживаются на складе и… бизнес снова недополучает прибыль.
Главная проблема: в неликвиде зарыты деньги бизнеса.
Когда товар пылится на складе, деньги компании не работают. Бизнес не качает ту прибыль, на которую вполне способен. Обидно же, правда…? :(
А если товар долго лежит в запасах, он портится, выходит из моды, технически устаревает — и дешевеет. Еще занимает место, за которое вы платите.
Эта проблема хорошо знакома бизнесу, который работает со скоропортящимся товаром. Неликвид воблы из примера выше — не самое страшное, потому что рыба пропитана солью и может лежать месяцами. Но если неликвидом окажется сыр, молочные изделия, мясные или другой скоропорт, будет не так много времени, чтобы продать его и получить прибыль.
А с дефицитом всё ещё проще: если покупатели приходят за товаром, которого нет в наличии — вы просто теряете прибыль.
Чем больше магазинов, тем быстрее эта история вас настигнет. Сложно самому следить за остатками товаров, а бизнес еще не настолько прибыльный, чтобы подключать дорогие системы складского учета, арендовать склад и нанимать логистику.