В отличие от федеральных сетей, чья бизнес-модель стандартизирована и неповоротлива, маленький магазин может быть гибким. Что может делать магазин:
Строить бизнес вокруг покупателя
- разговаривать с людьми, чтобы выяснять их потребности и лучше понимать, почему они приходят (или не приходят) в ваш магазин;
- рассказывать покупателям, что может привозить товары под заказ от определенной суммы — причем даже если вы не заработаете на сделке много, как минимум выиграете лояльность;
- подстраиваться под цены федеральных сетей — устанавливать подходящую стоимость товаров можно хоть каждый час, достаточно знать актуальные цены крупных конкурентов.
Ни один крупный федеральный магазин не общается со своей базой покупателей, разве что отправляет пуши со скидкой на доставку. Маленький магазин может расположить к себе именно общением, продемонстрировав заботу и индивидуальный подход.
Проводить сплит-тесты, если магазинов несколько
Рано или поздно в ваш магазин обратятся производители продуктов питания, которые хотят разместить свой товар на вашей полке. Бывает непросто понять, с кем из них стоит сотрудничать.
Например, ко мне приходят два производителя колбасы: «Новиков» и «Романишин». Чтобы понять, какую колбасу закупать, я провожу сплит-тест: в одном магазине продаю колбасу Новикова, в другом — Романишина, а затем смотрю на результат. Если магазин только один, можно несколько месяцев продавать только Новикова, а затем еще несколько месяцев товар Романишина, после чего сделать выводы.
Сплит-тесты — это хорошо, но они не заменят профессионального продавца, который может продать что угодно
Когда покупаете что-нибудь в федеральной сети, присмотритесь к продавцам и кассирам — наверняка найдете среди них профессионалов. Таким людям можно предложить работу, и нередко они согласятся. В первую очередь, потому что работа в крупной сети истощает:
Приглашать на работу сильных продавцов
- полная материальная ответственность — в один момент человека могут попросить на выход и не выплатить зарплату, особенно такие проблемы актуальны в сетевых алкомаркетах;
- огромное количество стандартов и инструкций — сначала нужно запомнить десятки регламентов, а затем ходить по струнке, потому что за каждое нарушение легко штрафуют;
- редко встретишь человеческое отношение — никто не закроет глаза на ошибку, не отпустит домой пораньше, не поддержит в непростой жизненной ситуации.
Если можете предложить условия лучше этих — люди будут рады применять свою экспертизу в ваших магазинах.
Это совет для гастрономов, где продается скоропортящийся развесной товар.
Научить продавца задавать один вопрос
Покупатель приходит в магазин, чтобы закрыть потребность в товаре (не берем случаи, когда человек заходит переждать дождь). Чаще всего покупатель знает, какой именно товар ему нужен, и рассчитывает на определенную сумму. Например, нужна не просто колбаса, а сырокопченая колбаса не дороже 1000 ₽ за кило. Допустим, у вас пять таких наименований. Какую посоветовать?
Каждое утро продавец должен спросить себя: «А что у нас сегодня вкусного?»
Правильный ответ звучит так: «То, что скоро начнет портиться». Такой товар продавец должен советовать всем покупателям, выставлять на самое видное место, а если всё равно не берут — дать скидку. Это защитит от списания продукции себе в убыток.
Обратите внимание, я не продаю и не рекомендую продавать испорченный продукт — а только тот, у которого срок годности подходит к концу. То есть с продуктом пока еще всё в порядке.