Как пройти через саботаж при внедрении, где закупками занимаются до 2 человек. Примеры из жизни
Если закупками занимаются 1–2 человека, то естественно, они «зашиваются» от количества работы.
Как двигается внедрение. Поначалу внедрение Автозаказа их даже радует, ведь уходит большая часть текучки: вместо составления ежедневных отчетов, ведения переписок с поставщиками и оформления заказов им остается только контролировать работу системы.
Затем возникает психологический дискомфорт: сотрудник, который чувствовал себя крайне важным и нужным, становится заменимым. Система справляется с работой быстрее и точнее, а значит, возникает риск увольнения или снижения зарплаты.
Как сотрудники саботируют работу. Они начинают искать и даже придумывать ошибки и недоработки системы автоматизации. Основная цель таких действий — доказать руководству, что программа работает хуже человека. А значит, сотрудника не нужно сокращать.
Решение. Шаг 1. Показать сотруднику, что он по-прежнему важен и нужен компании. Его не уволят из-за системы автоматизации, скорее он пойдет на повышение и будет заниматься задачами более высокого порядка. Что можно сделать:
- проводить общие собрания и обозначать важность и функцию сотрудника для всего коллектива и бизнеса, подчеркивать исключительность,
- формально сменить должность сотрудников после внедрения системы автоматизации, как-бы повысить их,
- обучать принимать решения более высокого порядка, заниматься стратегическими и интересными задачами. Обращать внимание сотрудников на это.
Шаг 2. Показать выгоду от внедрения — как для всего бизнеса, так и лично для сотрудника. Это важно, чтобы замотивировать сотрудника пользоваться всеми преимуществами системы автоматизации.
Обычно мы для этого устраиваем разборы основных бизнес-показателей — показываем графики с конкретными цифрами и проводим анализ, какую выгоду получил бизнес за месяц или другой срок внедрения.
А нашему заказчику рекомендуем обновить функционал и систему мотивации сотрудников, сделать ее поступательной. Опираться на то, что они в течение 3 месяцев перейдут на систему и начнут тратить меньше времени на сбор закупок. А значит, смогут заниматься другими, более важными для бизнеса задачами.
После нескольких таких разборов персонал начинает видеть ценность автоматизации, перестает саботировать и с интересом ее осваивает.
Как пройти через саботаж при внедрении, где закупками занимается большая команда. Примеры из жизни
Сложнее обстоят дела в компаниях, где большой штат закупщиков, категорийщиков и менеджеров.
Как двигается внедрение. В таком коллективе образуются три лагеря: сторонников Автозаказа, противников и равнодушных к изменениям. Третья группа не вступает в споры, но и не радуются происходящим нововведениям.
Как сотрудники саботируют работу. Группа негативно настроенных сотрудников всячески саботирует пилотный проект, пытается доказать его неэффективность. Работа с ними усложняется тем, что это не один человек, а несколько. Они поддерживают друг друга на совещаниях, совместно настраивают руководителя против системы автоматизации Под таким давлением у владельца часто возникает искажение: «если недовольны несколько человек, значит программа действительно плохая».
Шаг 2. Находим тех работников, кто готов внедрять новую систему, кому нравится идея автоматизации. И начинаем их поощрять — как с нашей стороны, так и со стороны руководства.
Шаг 3. Привлекаем сторонников Автозаказа к сотрудничеству. Помогаем им улучшить качество работы и повысить их личные показатели работы.
Разбираем упущенную выручку. Наши аналитики проводят дополнительный разбор действий конкретного сотрудника и помогают ему улучшить результат. Например, пройти максимально ровно периоды праздников и выходных, разобрать случаи спонтанного спроса и увидеть точки роста прибыли в конкретной торговой точке.
Объясняем странные периоды статистики. Допустим, специалист видит, что в магазине нет какой-то позиции, хотя заказ на этот товар был сделан. Мы помогаем разобраться в таких ситуациях: связываемся с поставщиком и товароведом. Иногда выясняется, что отсутствие продукции — не вина закупщика и не сбой в работе системы: ее просто не выставили в торговом зале.
Показываем, как помочь системе действовать эффективнее. Наш аналитик делает подробный анализ работы на конкретном участке и подсказывает сотруднику, какие ручные настройки повысят результат. Это не значит, что Автозаказ без дополнительных поправок неэффективен. Просто в алгоритм программы «зашит» не только поиск оптимального варианта, но и обеспечение безопасности и бесперебойной работы магазина. Грубо говоря, программа перестраховывается, за счет чего выбирает не самые эффективные решения, и их всегда вручную можно «подкрутить».
Шаг 4. Когда часть коллектива начинает успешно работать и показывать высокие результаты, то у руководителя и саботирующих сотрудников пропадают сомнения в необходимости Автозаказа.
Решение. Шаг 1. Выходим на взаимодействие с лицом, принимающим решения. Это важно для того, чтобы всю информацию о работе Автозаказа, которая будет поступать к нему от подчиненных, он мог перепроверить и обсудить непосредственно с нами.