Целевой остаток (далее ЦО) – это уровень товарного запаса, к которому система ОС стремится при формировании товарного запаса.
Политика адаптации к спросу определяет метод, которым система рассчитывает ЦО. Ниже приводится описание методов расчета.
“Ручное управление”
Система хранит сведения о требуемом уровне запасов, которые Пользователь ввел вручную одним из трех способов
в форме статистики
в отчете по матрице
в форме значений элементов матрицы
Система самостоятельно НЕ меняет значения (ЦО). Пользователь, устанавливая подобную политику, берет на себя ответственность за адекватность уровня запаса.
Применяется для номенклатуры, которая не участвует в продажах, но должна быть на складе. Остатки убывают по мере передачи на хоз. нужды или других видах списаний.
Также политика “ручное управление” применяется для позиций, которые имеют короткий срок годности и среднюю оборачиваемость в днях выше срока годности. Т.е. нам нужна позиция на полке, но попытка прогнозировать спрос приведет к неоправданно высокому уровню списаний по сроку годности
“Следовать за спросом”
Система ежедневно по расписанию, а также по требованию Пользователя пересчитывает ЦО позиции номенклатуры на каждом активном складе.
В основе методологии лежит использование метода гармонизации колебаний по периоду поставки внутри периода статистики. Другими словами, система опирается на фактические продажи внутри периода статистики, производит их обработку и предполагает, что продажи за следующие два периода поставки существенно не изменятся.
Процесс адаптации можно описать следующим образом:
Подготовка данных
1.1. Отсечь выбросы вверх.
Система рассчитывает границу отсечения выбросов вверх ежедневно. Значение границы отсечения, а также медиану продаж можно увидеть в отчете о продажах из формы статистики
1.2. Сгладить продажи по эластичности спроса в постакционный период.
Если в период статистики попали акционные продажи, а сейчас акции нет, то система учитывает ежедневные продажи акционного периода при расчете ЦО, но снижает эти продажи на коэффициент эластичности спроса в период акции.
Пользователь может исключить статистику продаж из расчета вручную из формы статистики. Часто из статистик исключаются праздничные дни.
В диалоге Пользователь может указать произвольный отбор (по-умолчанию Отбор = Номенклатура формы статистики), а также сообщить, что продажи нужно исключить не полностью, а привести к медиане дня продажи.
Введенные Пользователем данные система также учитывает при подготовке статистики.
1.4. Рассчитать “Упущенную выручку” в периоде статистики. Упущенная выручка в проценте указанном в константе, участвует в расчете статистики, на которую опирается система при расчете ЦО.
Подробно о расчете упущенной выручки
2. Расчет нового ЦО
2.1. Рассчитать подпериоды продаж внутри периода статистики. Например, Период статистики = 15 дней, Период поставки = 3 дня. Система рассчитает следующую таблицу подпериодов:
В таблице видно , что мы можем продать за 3 дня от нуля до 47 ед. Каждому значению продаж соответствует надежность присутствия товара в торговой точке. Система, по-умолчанию, стремится к 100 % надежности. Значением ЦО является максимальное значение из рассчитанной таблицы.
2.2. Добавить Мин. Остаток к рассчитанному ЦО. Мин остаток, либо витринный остаток, может быть введен Пользователем вручную, либо рассчитан системой автоматически в период акции. Мин. Остаток в период акции равен половине от максимальных ежедневных продаж в период акции.
2.3. Изменить текущий ЦО на вновь рассчитанный.
Система меняет текущий ЦО на вновь рассчитанный, кроме следующих случаев:
Текущее значение ЦО менее, чем на 5 % (по модулю) отклоняется от рассчитанного ЦО
Пользователь установил временную блокировку на снижение ЦО в форме статистики
Действует запрет на адаптацию вниз в первой трети периода акции
Позиция в матрице менее 10 дней
Для позиций номенклатуры с политикой “Следовать за спросом” объем заказа рассчитывается по формуле:
Все показатели берем на дату формирования заказа
“Ежедневное планирование”
Система рассчитывает потребности с учетом
распределения продаж по дням недели
графика поставки
недельного тренда продаж
упущенной выручки в период статистики
1. Подготовить статистику
Подготовка статистики аналогична этапу подготовки для политики “Следовать за спросом”.
2. Обновить распределение по дням недели
На основе статистики за последние 28 дней система рассчитывает коэффициенты распределения недельного плана по дням недели. Коэффициенты распределения доступны в отчете о продажах из формы статистики.
Примечание: распределение осуществляется с учетом нормирования по акциям, попавшим в период статистики, а также с учетом ручного исключения/сглаживания продаж, указанного пользователем.
3. Рассчитать показатели недельного плана
3.1. Система ОС внутри последних 7 дней определяет
Максимальные продажи за 7 дней
Медианные продажи за 7 дней
Тренд
3.2. В случае если
Тренд нейтральный (до 0.9) или положительный, то в качестве плана на неделю берем максимальные продажи
Если тренд нисходящий (менее 0.9), то в качестве плана на след. 7 дней берем медиану.
4. Рассчитанный недельный план распределяем по дням недели согласно рассчитанному ранее коэффициенту распределения, получаем прогноз продаж по дням на глубину, указанную в константах системы (по-умолчанию, 10 дней)
Примечание: сейчас расчет недельного плана доступен в форме статистики по гиперссылке План-факт.
5. Рассчитать Целевые по дням
Система ОС на основе планов по дням и согласно графику поставки рассчитывает Целевые остатки на каждый день. Комментарии по расчету ЦО доступны в пункте История формы статистики
Пример комментария по расчету ЦО на конкретный день поставки:
“След. поставка 24.11.25, планируем продать с 22.11.25 по 23.11.25 2,95 шт., план продаж дня поставки 2,05, (покрываем 50 %), мин. запас 0,1
6. Пересчитать плановые остатки с учетом товаров в пути и прогноза продаж
Частью процедуры адаптации к спросу является процесс пересчета плановых остатков. Система использует эти данных при формировании заказа.
При расчете плановых остатков системе учитывает текущий остаток, прогноз ежедневных продаж, а также плановые списания по сроку годности до даты поступления заказа.
Для позиций номенклатуры с политикой “Ежедневное планирование” объем заказа рассчитывается по формуле:
Все показатели берем на дату поступления заказа.
Планируемые изменения
1. При сложных графиках выявлена проблема, что сейчас система некорректно учитывает списания по сроку годности в период между поставками. Другими словами, нам нужен не просто остаток на дату поставки, но нам нужно ещё учесть, сколько мы спишем в период до след. поставки и вычесть этот объем из доступного остатка с учетом плановых списаний периода между поставками.
2. В ряде случаев, Система ОС недостаточно быстро реагирует на рост упущенной выручки. Особенно это касается случаев, когда на фоне тренда на снижение получаем резкий рост продаж (разворот тренда). Дело в том, что для определения устойчивого тренда нужно 2-3 дня, а Продавец за прилавком желает среагировать мгновенно. Предполагается использовать резерв к графику поставки без изменения план продаж по дням. Например, мы можем сформировать ЦО с глубиной большей, чем того требует график поставки. Если имеет место тренд на рост продукции, мы обновляем максимум, пересчитываем прогноз. Если это был не тренд, а разовый всплеск, тогда мы продолжаем работать со стандартной глубиной, распродаем привезенные остатки.
3. В ряде случаев, Система ОС недостаточно быстро реагирует на снижение продаж. Здесь пока не всё ясно. Причин может быть масса, система адаптируется в течение 2-3-х дней. Критичным является ситуация с погодозависимыми позициями (шашлычная группа). Для таких групп планируем развивать механизм ручного редактирования планов.